Статті

Глава АП Райнин: Суть политики не в обмане, а в последовательных действиях и ответственной государственной позиции

19 Липня 2017 18:03

Эксклюзивное интервью главы Администрации президента Украины Игоря Райнина агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: Завершилась шестая сессия Верховной Рады. Как Вы оцениваете ее итоги? Был ли парламент эффективен на этой сессии?

Ответ: Я думаю, что сама сессия была достаточно эффективной, если говорить о принятых законопроектах. На последней пленарной неделе были внесены изменения в государственный бюджет, которые поддерживают дальнейшее проведение реформ. Предусмотрено финансирование оборонного комплекса, дорожных робот, сельской медицины. В первом чтении принята пенсионная реформа, которая, безусловно, требует дополнительного обсуждения. Тем не менее, юридический старт реформе дан. Несмотря на излишние эмоции в зале, результаты работы я считаю позитивным. Конечно, хотелось бы, чтобы парламентарии сохраняли этику в своем поведении.

Вопрос: Можно ли считать успешным рассмотрение вопроса о снятии неприкосновенности с ряда депутатов?

Ответ: Президент приложил очень много усилий, чтобы в Украине выстроить систему борьбы с коррупцией. Не только борьбу с фактами, а именно систему, которая бы работала. Генпрокуратура, НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины – ИФ.) и САП (Специализированная антикоррупционная прокуратура – ИФ.) обеспечили политически незаангажированное внесение представлений в Раду. Достаточно сказать, что из шести – три касались депутатов из коалиции, поэтому тут сложно говорить о какой-то политической составляющей. Возможно, в этих представлениях разная степень правонарушений в понимании общества, но в юридической плоскости тут довольно все четко. Свою оценку даст следствие, так как Верховная Рада давала лишь согласие на проведение расследований.

Впервые, если я не ошибаюсь, Рада дала согласие на проведение следственных действий по депутатам от коалиции. Это подчеркивает, что ни один избранник или должностное лицо не имеет, как говорит президент, "зонтика" от коррупционных действий.

Антикоррупционные органы Генпрокуратуры, САП, НАБУ, НАПК (Национальное агентство по противодействию коррупции – ИФ) в рамках принятого законодательства и дальше будут продолжать проверку действий и деклараций должностных лиц высшего уровня.

Вопрос: Как вы оцените то, что на депутатов из коалиции не было дано согласие на задержание и арест, хотя доводы со стороны Генпрокуратуры были довольно убедительны?

Ответ: Я думаю, что есть гораздо более важная проблема – это наличие неприкосновенности. Позиция президента по этому вопросу очень четкая – это отмена нормы о неприкосновенности. Все равны перед законом и это абсолютно логично. В свое время определенную неприкосновенность имели и депутаты местных советов. Эта норма была полностью отменена. Сейчас никто даже не вспоминает об этом. Поверьте, если депутат, приходя в парламент, ставит перед собой исключительно государственные цели, то отсутствие неприкосновенности не проблема.

Вопрос: А должны ли нести ответственность, в том числе и политическую, те партии, которые взяли к себе людей, обвиняемых в коррупционной деятельности?

Ответ: Политическую ответственность нести обязаны. Но это также вопрос и к обществу. Именно люди в момент голосования дают политическую оценку и политикам, и партиям. Здесь и возникает политическая ответственность. Когда общаюсь с людьми и слышу: "Что это за Верховная Рада?", всегда отвечаю: "Эти люди не из космоса – это вы избрали. Многих за гречку, за популизм, за обман, за то, что не помните прошлые какие-то моменты". К примеру, политик несколько раз подряд может избираться в своем округе, но при этом жизненные проблемы людей не решаются годами.

Безусловно, и сами политические силы должны пресекать популистские обманы населения и политическое мошенничество. Если они – политики, конечно. Суть политики не в обмане, а в последовательных действиях и ответственной государственной позиции.

Вопрос: Мэры крупных городов имеют высокий уровень доверия и, соответственно, большой политический вес. Какие у вас с ними взаимоотношения? Вы видите в них конкурентов или партнеров?

Ответ: Партнеров. Высокое доверие к мэру – это абсолютно закономерная вещь. Во-первых, потому, что человек избирается и приходит сразу с каким-то базовым кредитом доверия, во-вторых, он работает на конкретной территории с людьми.

Фактически громада выбирает своего представителя для осуществления функций, связанных с жизнеобеспечением, поэтому, так или иначе, это постоянное общение с людьми. Если мэр настроен работать и имеет навыки управления, то доверие будет.

Сейчас, государство увеличило финансирование местных советов, именно городов, в 3-4 раза. Фактически государство дает возможность и мэру, и громаде быть успешными.

Вопрос: Вместе с тем, только один из мэров городов-"миллионников" активно участвует в политике, остальные скорее хозяйственники…

Ответ: Я бы не сравнивал, поскольку каждый город имеет свои особенности, как с точки зрения хозяйственных вопросов, так и с ментальной точки зрения. Здесь сложно сравнивать мэра Львова и мэра Харькова или мэра Одессы и Киева.

В моем понимании, мэр — это хозяйственник. Мэр должен заниматься дорогами, утилизацией мусора, проблемами ЖКХ, общением с людьми - это основное.

Когда решаются основные вопросы, когда у тебя в городе чисто, когда понятна ситуация в жилищно-коммунальной сфере, решен вопрос с дорогами, парками и есть взаимопонимание с людьми, тогда возможно через эти составляющие успешной деятельности можно назвать себя политиком. А не через месседжи, заявления, ток-шоу.

Вопрос: Видите ли Вы как глава администрации в мэрах резерв для будущей государственной власти?

Ответ: Безусловно. Немало примеров, когда мэры становятся руководителями центральных органов власти.

Вопрос: Как Вы оцените нынешнее состояние госслужбы?

Ответ: Необходимо как можно быстрее создавать систему подготовки кадров. Именно систему. Сейчас в принципе потеряно само понимание того, что государственный служащий — это профессия. Очень ответственная. Она требует подготовки, не только теоретической, но и практической. Нельзя закончить мединститут и сразу стать главврачом, а в системе госуправления считается, что возможно что-то подобное под девизом "новые лица". Я считаю, что "новые лица" очень нужны стране, но – подготовленные к государственному менеджменту "новые лица". Тогда да, и такие успешные примеры есть.

Вопрос: Внес ли закон о госслужбе качественные изменения в работу?

Ответ: Считаю его позитивным, но далеким от оптимального. Полностью поддерживаю введение института государственных секретарей. Поддерживаю и разделение должностей на политические и административные, однако категории этих должностей не всегда соответствуют выполнению функций и обычной логике. Много еще моментов, которые не урегулированы и разбалансированы. За последний год качество государственной службы лучше не стало. Практика применения закона указывает на необходимости доработок некоторых его положений.

Вопрос: На сколько, по вашему мнению, баланс власти президент – парламент – премьер оптимален? Нужны ли конституционные изменения?

Ответ: В Украине это всегда и во все времена один из самых обсуждаемых вопросов, но настоящей профессиональной дискуссии на эту тему никогда не было.

По моему мнению, система государственной власти на сегодня достаточно сбалансирована. Хотя, безусловно, предела совершенству нет. Нужны ли конституционные изменения? Нужно обсуждать с позиций развития страны. Что это даст в итоге, и какая система наиболее оптимальная.

В нынешних условиях, деятельность президента наиболее сконцентрирована на обеспечение безопасности, обороне, реализации реформ, региональной и международной политике. Во многом благодаря усилиям именно Верховного главнокомандующего украинская армия стала боеспособной. Раньше ее просто не было, создавал с нуля. Во внешней политике успехи очевидны даже для скептиков – в первую очередь введение безвизового режима с ЕС и окончательная ратификация Соглашения об ассоциации.

Вопрос: Каковы ваши отношения с Кабмином в целом и с премьером в частности? Конфликт президента и премьера присутствует?

Ответ: Хорошие рабочие отношения с премьер-министром, конструктивные отношения со всеми членами Кабинета министров. Все вопросы, которые возникают в процессе взаимодействия президентской вертикали и Кабмина, решаются оперативно. Безусловно, как в любой команде, есть более подготовленные министры, есть менее подготовленные. Есть ли конфликт между президентом и премьером? Четко могу сказать: конфликта нет. Дискуссии по отдельным вопросам существуют и это нормально, без них, наверное, тоже было бы неправильно, но, если взять те истории, которые подаются в информпространстве, говорю ответственно – эти истории сильно преувеличены.

Вопрос: Как вы относитесь к наличию конфликтов между отдельными министерствами? По вашему мнению, это угроза для нормальной работы Кабмина?

Ответ: Правительство коалиционное, а, значит, предполагает наличие управленческих команд. Цель общая – развитие страны, подходы могут быть разные. Это нормально. Я не вижу на сегодня рисков разбалансирования работы Кабинета министров.

Вопрос: В отношении конфликта Минюста и НАПК… Вас удовлетворяет работа Агентства?

Ответ: Конфликт между Минюстом и НАПК возник вокруг желания сделать работу Агентства более эффективной

НАПК работает в тяжелых условиях, в абсолютно недоработанном и законодательстве, и самой системы декларирования, но на момент старта их работы нужно было запускать этот процесс. Этого ждали люди, а ожидания людей должны реализовываться. Система есть, и она работает, хоть и не идеально. Она позволяет заполнить декларацию, чтобы люди видели, кто как живет и кто как тратит.

Вопрос: Были ли у Вас случаи, когда Вы приглашали человека на работу, а он отказывался из-за необходимости подавать декларацию?

Ответ: Конечно, были. Не каждый готов всю свою жизнь выставлять на обозрение всему миру и подвергаться критике, зачастую необоснованной. Причем критика идет сразу, независимо от содержания декларации. Однако полностью поддерживаю, что открытая декларация – необходимое условие для всех политиков и государственных служащих.

Исключением могут быть только военнослужащие. И здесь была четкая позиция президента. Хочу напомнить, после инициированных президентом изменений в закон военнослужащие были освобождены от заполнения е-деклараций. Как вы помните, даже мобилизованные, согласно закону, должны были заполнять е-декларацию. Сейчас этого нет, и это абсолютно правильно.

Вопрос: Широкий резонанс вызвали поправки к закону об электронном декларировании в отношении негосударственных организаций…

Ответ: В заполнении е-декларации не вижу никакой проблемы. Я, например, не должен был заполнять е-декларацию в первую волну и мои заместители тоже. Мы это сделали. Спокойно, без пиара и без лишних демонстраций деклараций. Мы заполнили, чтобы у людей не возникало каких-то сомнений.

Заполнение электронной декларации - это открытость и прозрачность, о которых много говорят. В этом нет ничего страшного. Если ты готов заниматься деятельностью, которая связана с управленческими функциями или влиянием на общественное мнение, – заполни декларацию.

Конечно же, закон о е-декларировании требует ряда изменений, и я – за то, чтобы общественные организации могли свободно осуществлять свою функцию контроля, мониторинга, но не политической деятельности.

Президентом поданы в Верховную Раду соответствующие предложения, к сожалению, они не были проголосованы. Но думаю, осенью мы вернемся к обсуждению этого вопроса. Президент настроен на то, чтобы полностью исключить разговоры о том, что е-декларирование может быть использовано, как инструмент давления. Я думаю, что внесенные предложения достаточно оптимальны и сбалансированы. Они позволяют общественным организациям вести деятельность без всяких оглядок и обеспечивают определенный финансовый контроль.

Вопрос: Возвращаясь к реформам. Еще три основные реформы, а именно пенсионная, здравоохранения и образования стали в повестку дня следующей сессии. По Вашему мнению, есть ли у них перспективы быть принятыми уже в сентябре?

Ответ: Думаю, да. Во всех этих сферах нужны изменения, и с этим никто не спорит.

Во главу угла пенсионной реформы поставлен вопрос повышения уровня пенсий, и этот фактор безусловно позитивный. Все политики во время избирательной компании обещают повышение зарплат и пенсий, и пришло время это выполнить. Президент вместе с премьером видят эту ситуацию одинаково, и большое количество голосов в поддержку в первом чтении говорит о том, что и парламент настроен на конструктив.

По медреформе много нюансов. Она требует серьезного обсуждения. Эта реформа очень близка к людям. Считаю, что само направление реформы очень правильное, однако она должна стать более понятной для людей. К слову, в последних изменениях в государственный бюджет на реформирование сельской медицины было выделено 4 млрд грн. Этот процесс был инициирован президентом и поддержан Кабмином. Безусловно, это кардинально улучшит качество медицинских услуг в районах и селах.

Вопрос: Идет ли работа по выявлению лиц с двойным гражданством среди тех же народных депутатов?

Ответ: Есть украинское законодательство о гражданстве. Если его нарушают, то органы власти обязаны принять меры по восстановлению законности. Возможно, у некоторых народных депутатов есть второе гражданство, но предполагать и иметь доказательства – это две большие разницы. Если такие доказательства будут, то, безусловно, будет реакция в рамках действующего законодательства Украины.

Вопрос: Вы сопровождали президента в его визите в США. Каковы Ваши оценки это визита?

Ответ: Визит был очень конструктивным. Президент Украины встретился со всеми ведущими политическими игроками нынешней администрации. Были встречи с президентом США Дональдом Трампом, вице-президентом Майклом Пенсом, госсекретарем Рексом Тиллерсоном, министром энергетики Риком Перри, с министром обороны Джеймсом Мэттисом, с министром торговли (Уилбур Росс – ИФ).

В Пентагоне украинскую делегацию встречали гимном Украины, что символизировало особое доверие.

Сами можете видеть, что меньше чем через месяц после визита президента в США, в Украину прибыл Рекс Тиллерсон. Было рассмотрено много вопросов, имеющих перспективу на дальнейшее развитие. Визит был настроен на конструирование той "дорожной карты", которая была определена в Вашингтоне.

Также был назначен спецпредставитель США Волкер (Курт Волкер – ИФ) – очень опытный дипломат, человек, который хорошо знает Украину, и мы рассчитываем на его поддержку.

В ближайшее время также планируется приезд ряда американских представителей власти в Киев. Я думаю, что это очень четкий сигнал доверия и желания поддержать Украину.

Хочу также отметить, что нам важны отношения и с европейскими партнерами. С 19 апреля президентом были проведены переговоры практически со всеми европейскими лидерами, и с Терезой Мэй (премьер-министр Великобритании – ИФ), и с Эммануэлем Макроном (президент Франции - ИФ), и с Ангелой Меркель (федеральный канцлер Германии – ИФ). Состоялся саммит Украина – ЕС при участии Дональда Туска (президента ЕС – ИФ.) и Жан-Клода Юнкера (президента Европейской Комиссии – ИФ.). Однозначный факт - Украина становится полноправным международным партнером.

 


Хочете першими дізнаватися про головні події в Україні - підписуйтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling