Главное™

Когда Украине ждать "зеленых человечков"

С момента обострения ситуации вокруг попытки прохода кораблей ВМС Украины через Керченский пролив прошло более недели.

Всеобщая обеспокоенность

За это время руководство европейских стран неоднократно выразило свою озабоченность в связи с очередным фактом вооруженной агрессии путинского режима против Украины. Сенат США принял резолюцию с осуждением провокационных действий России против Украины и призывом международного сообщества объединиться в оппозиции к действиям правительства РФ в Керченском проливе. Специальный представитель Госдепартамента США по вопросам Украины Курт Волкер, комментируя последние события вблизи Керченского пролива, заявил, что Россия пытается взять под контроль порты Мариуполя.

Руководство Украины впервые в истории независимости страны ввело правовой режим военного положения сроком на один месяц. В связи с этим силы ООС были переведены в боевую готовность «полная», а несколько дней назад ВСУ провели учения на побережье Азовского моря по отражению высадки морского десанта и нападения противника с воздуха. Военно-политическое руководство Украины за это время также отметилось рядом заявлений относительно значительного увеличения количества российской военной техники вблизи украинских границ и на территории АР Крым. Глава украинского МИДа Павел Климкин, комментируя введение в Украине военного положения заявил, что этот шаг обусловлен, в частности, попытками России «подобраться к Мариуполю, к Азовскому побережью…»

Блокада портов

В свою очередь Кремль начал блокаду портов Мариуполя и Бердянска. По данным Министерства инфраструктуры и ВЦА Донецкой области, Россия не пропускает через Керченский пролив от 18 до 35 судов, направляющихся в порты указанных городов.

Какова же вероятность очередного витка агрессии России против Украины на Азовском направлении?

Сегодня население Мариуполя составляет около 500 тыс. человек, Бердянска – около 120 тысяч. Значительная доля доходов этих городов формируется, в первую очередь, благодаря морским портам. Война на Донбассе и так уже негативно сказалась на товарообороте портов Мариуполя и Бердянска, который с 2015 года снизился с 6,5% до 4,9%, и с 3,1% до 1,8% соответственно.

Сейчас через украинские морские порты Азова реализуется около 25% черных металлов отечественного производства. Кроме того, через них отгружаются сельскохозяйственная продукция и строительные материалы. От беспрерывной работы портов зависят предприятия не только Мариуполя и Бердянска, но и всего приазовского региона страны. И здесь уже приходится учитывать не 620 тысяч граждан Украины, а несколько миллионов наших соотечественников, на жизни которых может сказаться российская блокада Керченского пролива.

По окончанию строительства Керченского моста в Мариупольский порт не имеют возможности зайти около 150 судов, с которыми раньше работал порт. В связи с этим были утрачены грузопотоки металлургической продукции в США, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Таиланд. В связи с действиями «миролюбивого государства» убытки порта за август-декабрь 2017 составили 166,2 млн. грн.

После ноябрьского обострения подобная тенденция может нарастить негативную динамику. Ведь стоимость простоя судна в зависимости от его параметров колеблется от 5 тыс. до 15 тыс. долларов в сутки. И мало какому судовладельцу захочется пускать свое судно в украинские порты Азова с перспективой их неопределенно долгого простоя в районе Керченского пролива.

Когда ждать атаки

А теперь вернемся к событиям в Украине периода начала 2014 года. Россия начала оккупацию Крыма в тот период, когда в стране царило безвластие, а население Крыма и Востока страны было зазомбировано российской пропагандой. Путин напал на «братскую страну» именно в тот момент, когда Украина не могла оказать агрессору достойный ответ. Это не произошло ни в 2009, ни в 2010, ни в 2011 и даже ни в 2013. Агрессия произошла, когда население будущего театра боевых действий уже не верило своим властям.

Поэтому сейчас маловероятным выглядит дальнейшая эскалация обстановки на Азовском побережье Украины. Скорее всего, в ближайшем будущем Кремль продолжит свою линию по экономическому уничтожению морских портов Украины в Азовском море, всячески блокируя прохождение торговых судов, направляющихся в Мариуполь и Бердянск. Снижение товарооборота в портах в первую очередь ударит по экономическому благосостоянию этих городов, а в последующем – и по всему приазовскому региону.

Как результат, в регионе будет расти недовольство политикой руководства Украины, подогреваемое целенаправленным информационным влиянием со стороны Кремля. При отсутствии адекватных превентивных действий Киева ситуация может выйти за рамки контролируемой и тогда в Мариуполе и Бердянске могут появиться очередные «зеленые человечки». На сегодняшний день ситуация на украинском Приазовье еще не разогрета до нужного градуса для появления «вежливых людей». Но три-четыре месяца блокады со стороны России принесут свои плоды. К тому времени в Украине подойдет к завершающей фазе предвыборная гонка. А возможное политическое обострение в нашей стране, в связи непринятием какого-либо из кандидатов результатов выборов, также будет играть на руку Кремля. Посему, для военного вторжения России в украинское Приазовье наиболее приемлемым будет время с конца марта 2019 года.

Для недопущения подобного сценария украинское руководство обязано в кратчайшие сроки заручиться поддержкой Запада и разрешить вопрос с прохождением торговых судов через Керченский пролив. В противном случае необходимо:

  • систематически объяснять населению Мариуполя и Бердянска, что истинный виновник ухудшения экономической ситуации в регионе есть Россия, которая ведет торговую войну против «братского народа»;
  • разработать комплекс мероприятий экономического характера для недопущения снижения уровня жизни в украинских городах Приазовья.

В противном случае сухопутный коридор в Крым уже через несколько месяцев может стать реальностью.

Очень важно, чтобы официальный Киев довел до своих западных партнеров информацию о том, что 25 ноября Россия не просто расстреляла и захватила корабли ВМС Украины. В этот день начался новый этап (военно-экономический) российской гибридной войны против нашей страны, направленный на подготовку благоприятных условий для установления контроля над украинским побережьем Азовского моря.


Полная версия
© 2007-2018 Интернет-обозрение Главное™