Главное™

Пасажир забов’язаний

«Друже, якшо шось не подобається, – замовляй таксі».

Да, пожалуй, закажу. Лучше уж сэкономить на обеде и на один раз меньше сходить с друзьями в паб, чем подвергать риску и чувствовать себя ничтожеством два раза в день по 15-30 минут (в зависимости от трафика).

Проблема рабского общественного транспорта актуальна для всей страны со времен ее основания, но современный Львов – это разоблачение любовного треугольника между коррупционерами, отвратительной инфраструктурой и обозленными на жизнь людьми. Один из главных весельчаков города (который, по иронии судьбы, погиб на дороге) Кузьма Скрябин пел о «маршрутках-собачьих будках». К сожалению, для большинства, веселый мотив и ротации на радио стали очередным поводом поржать, нежели задуматься и что-то сделать.

Каждый день медиа желтят подробностями о десятках ДТП на любой вкус. Причем, желтят ровно настолько, насколько этого требуют посетители онлайн-Колизея, – с крупным планом разбросанных частей тела, животным криком матери, ребенок которой накрыт целлофаном на обочине, и комментариями мясников-блюстителей закона.

Парадоксально, но уже на следующее утро тысячи вчерашних зрителей дерутся за то, чтобы втиснуться на квадратные сантиметры между полупьяным охранником завода Львовэлектротранс и несколькими миллиметрами ржавого металла «собачьей будки». О каких мерах предосторожности может идти речь? Ремни безопасности не предусмотрены в принципе, количество стоячих мест зависит только от прочности рессор, а износ кузовных деталей позволяет сквозь пол рассматривать мелькающую брусчатку на скорости 50 км/ч. Хотя, кому нужны ремни безопасности, когда усатый водитель этой дороги ярости, как и подобает трушному греко-католику, умеет не только креститься у каждого храма, но и одновременно с прикосновением к Святому Духу отсчитывать сдачу с десятки? Подозреваю, что эти парни сдают экзамен по моторике и усидчивости, поскольку за день на рейсе во Львове таких храмов можно объехать с полсотни.

Радует одно: вечноспешащие пассажиры на остановках не позволят вам просто так залезть в желтый Пепелац. Не верите? Вот меня, к примеру, пару недель назад такие добрые души по-настоящему спасли от возможной опасности. Традиционно, пропустив в вечерний час-пик несколько автобусов, я стоял первым на очереди к входной двери и даже издалека присмотрел место возле дамочки в красном пальто. Предвкушая аромат Эклата, я почти получил огромным боковым зеркалом по голове, но, как только око Саурона открылось, – салон начали атаковать с флангов. С настырностью маршала Жукова на Курской дуге, локти-дула Т-34 вытолкали меня на тротуар. Пассажиры, которые по теории Дарвина точно проживут дольше, через несколько мгновений пожалели о своем прорыве: покидая заездной карман, автобус подрезала легковушка. Водитель, наверное, надеялся, что владелец литовской черной тройки BMW 1998 года выпуска (возможно, и рождения) читал ПДД, но крещение у храма тут не помогло. После экстренного торможения, вопли и возмущения раздавленных балтийских шпрот были слышны даже на улице, а я сильно пожалел о своем малодушии, ведь Lady in red Криса Де Бурга прижала кого-то другого.

Кроме шуток, – ситуация плачевна. Ежедневная борьба за место в общественном транспорте идеально отражает главную черту народа – надеяться на авось. Авось влезу, авось доеду, авось не заплачу и, конечно же, – авось что-то поменяется. А как поменяется, если все смиренно ждут и борются друг с другом за место в целлофане, вместо того чтобы вместе бороться против гнилой как дно автобуса системы? Причины вакханалии на дорогах известны всем. Здесь и узкие неудобные улочки, перенаселенность из-за приезжих и туристов, неэффективные водостоки, не говоря уже о нехватке водителей, которые могут пересечь границу за 70 км на Запад и зарабатывать в разы больше. Но разве Львов – это первый город Старой Европы, в котором количество реального населения приблизилось к миллиону? Разве в Праге, Вене, Кракове не действуют ограничения для частного транспорта и преимущества для общественного? Конечно, легче пенять на принцип «глупые – потому что бедные, а бедные – потому что глупые», ведь кто сейчас готов платить по три евро за разовый билет, как это делают в перечисленных Эдемах для украинцев.

У меня нет готовых концептов и решений этой проблемы, как для Львова, так и для всей страны. У меня есть лишь 10 гривен на то, чтобы два раза в день поиграть в русскую рулетку. Да, как и было сказано вначале, иногда я могу позволить себе такси и оградить от риска стать очередным обозленным лицом в автобусе. Но, глобально, такси не спасает ситуацию ни для меня, ни для кого-либо другого. Сегодня, вроде как, наоборот: отказываются от бездумного сжигания топлива в пробках; авто с двигателем внутреннего сгорания становятся моветоном в больших мегаполисах; каршеринг и комфортный общественный транспорт – это больше не плебейство, а необходимая мера развития цивилизованного общества.

Сложно осознать, что, держась мизинцем за поручень в затолченном транспорте, не стоит завидовать счастливым автовладельцам. Сложно требовать с водителя аккуратной езды и не трогаться с места с открытой дверью. Сложно не лезть в переполненную маршрутку и не выставлять инстинктивно локти в чужие ребра. Сложно понять, что для того, чтобы вы или ваши близкие не лежали разбросанные по обочине, нужно думать и заботиться об окружающих, требовать уважительного отношения к себе, отстаивать свои права и каждый день жертвовать на это время, ресурсы, эмоции. Как показывает практика, политические выборы и революции не убирают авто с полосы для маршрутно-транспортных средств и не создают комфортный сервис городских перевозок. Возможно, черно-белого решения проблем все-таки не существует и стоит хоть раз пойти на компромисс? Если так – то я готов. А вы?

Константин Ценцура, студент Школи журналистики Украинского Католического Университета


Полная версия
© 2007-2019 Интернет-обозрение Главное™