Главное™

Индекс легкости ведения бизнеса конкретной страны как индикатор результативности внедренных реформ

На основе годовых данных статистики Всемирный банк регулярно составляет рейтинг легкости ведения бизнеса (Doing Business), по результатам которого определяется количественные и качественные показатели соответствующего Индекса. Проведенный расчет Индекса легкости ведения бизнеса (Ease of Doing Business Index) позволяет проанализировать и в тоже время сравнить простоту предпринимательской деятельности между разными странами мира.

Первый рейтинг Doing Business был опубликован в 2005 г. и содержал актуальные данные на начало 2006 г.

Цель расчета индекса заключается в обеспечение проведения специальных финансовых исследований, по результатам которых возможно будет определить уровень влияния государства на регуляцию бизнеса, и как эти действия отражаются на экономическом росте. Высшие оценки в рейтинговом индексе свидетельствуют о качестве и простоте регулирования бизнеса в той или иной стране, а также качестве защиты прав собственности.

Положительно связаны с индексом легкости ведения бизнеса возможность обучения поставщиков услуг и других пользователей. Расширение публично-частной коммуникации о законодательных изменениях и процессах, затрагивающих малые и средние предприятия, аналогичным образом, связано с большим количеством реформ и лучшими значениями показателей «Doing Business» (Приложение 1).

Среди стран с наиболее заметным улучшением в рейтинге Doing Business 2018 Афганистан, Джибути, Китай, Азербайджан, Индия, Того, Кения, Кот-д’Ивуар, Турция и Руанда (Приложение 2, отмечены зеленым цветом). Указанные государства и территории отличаются существенным ростом общего индекса легкости ведения бизнеса за последний год. Более подробная информация за счет каких реформ достигнуты улучшения в области легкости ведения бизнеса представлена в Приложении 3.

Одна треть всех реформ регулирования бизнеса, зафиксированных в рейтинге, приходилась на страны Африки к югу от Сахары. В общей сложности из 107 реформ, эти территории внедрили рекордное количество в 2018 г.

Итоги проведения реформ в 2017-2018 гг., которые повлияли на Индекс лёгкости ведения бизнеса в конкретной стране

Россия заняла 31 место в рейтинге, с индексом ведения легкости бизнеса в 77,37 балла. Практично за год динамика роста этого индекса составила + 0,61. Среди эффективных реформ, которые улучшили ситуацию с ведением бизнеса в России необходимо назвать следующие.

Работа с разрешениями на строительство:

- ускорения процесса получения разрешений на строительство (сокращение времени, необходимого для получения разрешительной документации на строительство и размещение объекта);

- усиления контроля за качеством во время строительства (введение инспекции, основанной на оценке риска).

Получение электроснабжения:

- ускорение процедуры получение электроэнергии (установление новых сроков для подключения и обновления единого окна коммунального предприятия, внутренние процессы);

- удешевление стоимости получение электроэнергии благодаря снижению затрат на подключение к электрической сети.

Уплата налогов:

- снижение цены на уплату налогов при наличии высокой ставки амортизации для основных средств.

✔ Международная торговля:

- упрощение торговли через границу; установления приоритетов таможенного оформления в режиме онлайн и сокращенные сроков для ее автоматического завершения.

Все указанные реформы касаются Москвы и Санкт-Петербурга.

На 33 месте в расчете индекса ведения легкости бизнеса оказалась Польша. Суммарное количество набранных страной баллов составляло 76,95.

Однако динамика прироста этого индекса за 2018 г. получила негативную тенденцию 0,36.

Ухудшения ситуации с ведением бизнеса в Польше связывают с оплатой налогов. Такая тенденция повлекла за собой создание непростых условий по административной части организации бизнеса:

  • усложнено процедуру оплату налогов (потребность составления ежемесячных отчетов о возврате налога на добавленную стоимость);
  • расширение перечня товаров и услуг с применением механизма обратной оплаты;
  • введение новых обязательств по отчетности для файлов SAF-T.

Однако улучшение произошло в вопросе обеспечение исполнения договоров.

Кроме того, Польша упростила выполнение контрактов, внедрив автоматизированную систему случайного распределения дел среди судей.

Украина в общем рейтинге заняла 71 место среди 190 стран, с показателем индекса ведения легкости бизнеса 68,25 баллов. Динамика прироста этого индекса за год составила + 0,94.

Среди основных тенденций, которые способствовали улучшению ситуации с ведением бизнеса в Украине необходимо назвать такие:

Защита прав инвесторов

Приняты меры по усилению защити прав инвесторов; повышено требования к раскрытию сделок со связанными сторонами в годовых отчетах.

Международная торговля

Упрошено торговлю через границу; устранено требования проверки на автозапчасти от Государственной службы экспортного контроля.

Выполнение контрактов

Упрощено процедуру выполнение контрактов для мелких исков и досудебных разбирательств (она рассматривается как часть методов управления делами, используемых во всех коммерческих судах).

Однако изменения в части работы с разрешениями на строительство способствовало усложнению ситуации с ведением бизнеса в Украине.

Получение документации о разрешении на строительство стало более дорогостоящей услугой именно за счет увеличения взноса в городскую социальную и инженерно-транспортную инфраструктуру. С другой стороны, Украина упростила работу в части отмены требования о получении разрешения от Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям.

Более детальная информация по каждому отдельному показателю, которые в сумме составляют общее значения индекса легкости ведения бизнеса (EDBS) в Украине за 2018 г. представлено в Приложении 4.

Исходя из показателей, представленных в Приложении 4, отдельно отображена оценка каждого показателя, который непосредственно повлиял на индекс легкости ведения бизнеса в Украине в 2018 г.:

  • Начало бизнеса − общая оценка 91,07 балла;
  • Работа с разрешениями на строительство – 76,91;
  • Получение электроснабжения – 59, 17;
  • Регистрация собственности – 69,74;
  • Получение кредита – 75,00;
  • Защита прав инвесторов – 58,33;
  • Уплата налогов – 79,35;
  • Международная торговля – 77,62;
  • Обеспечение исполнения контрактов – 63,59;
  • Разрешение неплатежеспособности – 31,72.

Исходя из результатов исследования, расчет суммарного индекса легкости ведения бизнеса для Украины в 2018 г. возможно произвести следующим образом: для этого суммируется выше перечисленные составляющие и полученная сумма делится на общее количество оцениваемых показателей.

Например, Индекс легкости ведения бизнеса (EDBS) в Украине в 2018 г. рассчитывался следующим образом:

EDBS = (91,07+76,91+59,17+69,74+75,00+58,33+79,35+77,62+63,59+31,72)/ 10 = 68,25.

Приложение 1

Индекс лёгкости ведения бизнеса включает неотъемлемые составляющие: изучения и квантификация законов, а также постановлений и правила (касающиеся ведения предпринимательской деятельности).

Однако в расчете Индекса не учитываются общие условия:

  • инфраструктура;
  • инфляция;
  • преступность;
  • доходность бизнеса и прочие.

Общий показатель индекса рассчитывают на 11-ти внутренних индикаторах:

  • начало бизнеса – процедуры, время, затраты и минимальный капитал для создания компании с ограниченной ответственностью для мужчин и женщин;
  • работа с разрешениями на строительство – процедуры, время и затраты для выполнения всех формальностей при строительстве склада, а также механизмы контроля качества и безопасности в системе разрешений на строительство;
  • получение электроснабжения – процедуры, время, затраты на получение электроснабжения, надежность электроснабжения и прозрачность тарифов;
  • регистрация имущества – процедуры, время и затраты на регистрацию коммерческой недвижимости, качество системы управления земельными ресурсами для мужчин и женщин;
  • получение кредита – законы о движимом обеспечении и кредитно-информационные системы;
  • защита прав инвесторов – открытость финансовых показателей, защита прав акционеров в сделках с заинтересованностью и в корпоративном управлении;
  • уплата налогов – количество налогов, время на подготовку налоговых отчетов, общий налог как доля прибыли;
  • международная торговля – количество документов, затраты и время необходимое для экспорта и импорта;
  • обеспечение исполнения контрактов – время и стоимость разрешения коммерческого спора, качество судебных процессов для мужчин и женщин;
  • разрешение неплатежеспособности – время, стоимость, последствия и степень восстановления в случае коммерческой несостоятельности, сила правовой основы для несостоятельности;
  • регулирование рынка труда – гибкость в регулировании занятости и аспекты качества работы.

За 2018 г. в общем количестве зафиксировано 314 нормативных реформ в бизнесовой среде. Существенный прогресс в части вопроса регулирования легкости ведения бизнеса внесли 128 стран.

Лидерами рейтинга легкости ведения бизнеса в 2018 г. стали страны с суммарным индексом легкости ведения бизнеса не меньше 80 баллов.

В частности это:

Новая Зеландия – 86,59;

Сингапур – 85,24;

Дания – 84,64;

Гонг-Конг – 84,22;

Республика Корея – 84,14;

Грузия – 83,28;

Норвегия – 82,95;

США – 82,75;

Великобритания - 82,65;

Македония - 81,55 (более подробно в приложении № 1).

10 ведущих экономик по легкости ведения бизнеса выделяют общие черты эффективности и качества регулирования:

  • обязательные проверки во время строительства;
  • автоматизированные инструменты (используемые при распределении коммунальными предприятиями для восстановления последующего обслуживания при отключениях электроэнергии);
  • надежные гарантии (доступные кредиторам при производстве по делу о несостоятельности);
  • автоматизированные специализированные коммерческие суды.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Полная версия
© 2007-2019 Интернет-обозрение Главное™